31 октября – ИА SM.News.
Несогласные бегут
Российские «несистемные» либералы укрылись сегодня в военной нише. Негативно воспринимая специальную военную операцию на территории Украины и связанную с ней частичную мобилизацию в РФ, да и политику российской власти в целом, они утверждают, что «Путин перевернул мир с ног на голову», руководствуясь лишь «своим желанием присоединить Украину к России».
Свою позицию «несогласные» выражают, в том числе, ногами. То есть, выражаясь простым языком, они бегут. Одни — в Интернет, другие — из страны, в которой им, по их собственным словам, «затыкают рот» и где «люди продолжают обсуждать планы, смотреть кино, проводить искусствоведческие дискуссии, ходить на вернисажи и премьеры, пока на Украине идет война”.
Между тем, если присмотреться внимательно, оппозиция не молчит, и никто не заставляет её это делать. Не догоняет. Не принуждает менять взгляды.
Уже полузабытая партия Михаила Касьянова ПАРНАС подаёт заявку в мэрию Москвы на проведение антивоенного шествия в центре города с числом участников 150 тысяч человек.
А, к примеру, представитель незарегистрированной партии «Демократический выбор» Игорь Драндин призывает различные либеральные силы объединяться.
Глава «Яблока» и некогда активный российский политик Григорий Явлинский улетел в Лондон (сами «яблочники» утверждают, что отправился в отпуск), тем временем на сайте партии продолжается сбор подписей «в поддержку мира».
Со стороны власти никаких пресекающих подобную активность действий нет. Но выступая против СВО, они рубят сук, на котором сидят, и, отталкивая потенциальных сторонников, хоронят себя в общественном и электоральном плане. Ведь большинство граждан РФ понимают: военная спецоперация проводится для того, чтобы спасти жизни и остановить кровь и бесчинства, захлестнувшие Украину в последние восемь лет.
Люди на Донбассе гибнут не из-за присутствия российских войск, а, среди прочего, потому что российские либералы, на словах выступают за мир и прогресс, а на деле поддерживают геноцид и кровопролитие.
Легион голого короля
Противостояние России и Украины и особенно спецоперация раскололи российское общество даже не надвое. Откололись в основном «профессиональные скорбящие», идеей фикс которых стал лозунг: «В империи Путина не может быть ничего хорошего». Или такие как, например, Александр Невзоров. Талантливый журналист, он неоднократно менял свои взгляды на прямо противоположные.
Рейтинг, в том числе и политический, заработал как ведущий программы «600 секунд» на санкт-петербургском ТВ.
В 90-е годы прошлого века многие воспринимали его гневные разоблачения «российских пороков и чиновничьего разгильдяйства» периода становления государства как откровение. Невзоров стал депутатом Государственной Думы и, в 2012 году — доверенным лицом Владимира Путина, которого сейчас, не скрывая своей «фирменной» иронии, называет «нетронутым Европой и никакой цивилизацей», «спецпредставителем Сатаны». Переобулся, что называется, на ходу.
Сейчас бывший хиппи, любитель лошадей и дорогих апартаментов, имеющий недвижимость в Италии, живёт то ли в Германии, то ли в Израиле, и проклинает Россию за «меч, занесенный над Украиной».
Тех, кому стыдно жить в России много. Актриса и Народная артистка РФ Чулпан Хаматова уехала в Прибалтику, обладатель такого же звания и российских орденов Андрей Макаревич — в Израиль, рокер Борис Гребенщиков — в США, журналистка Жанна Агалакова — во Францию, автор не очень исторических, но в ещё недавно очень популярных романов Борис Акунин — в Великобританию.
Имя им — Легион. И каждый уверяет, что тоскует и скорбит о любимой Родине. Подобными людьми сейчас в буквальном смысле слова набита Литва, Латвия стала настоящим медиа-хабом «оппозиционных СМИ», российских «несистемных оппозиционеров» полно в Польше и Чехии.
Определённая часть общества сравнивает поспешный отъезд сегодняшних российских «звёзд» со знаменитым «философским пароходом» 1922 года, когда Россию покинули отец телевидения Владимир Зворыкин, писатель Михаил Осоргин, философ, сторонник доброго мира Сергей Франк и многие, многие другие.
Главное здесь отнюдь не в перечислении имён знаменитых людей, которых причисляют к элите русской интеллигенции. Главное в том, что их отъезд был вынужденным. Правительство во главе с Лениным ВЫСЫЛАЛО их как идейных противников, не принявших советскую власть.
Нынешний звёздный демарш — не принципиальная позиция и не вынужденный шаг. Никто не уезжает, обливаясь слезами и стиснув зубы. Это даже не эмиграция в общепринятом смысле слова, а, скорее, манифестация, осуществлённая из желания продемонстрировать свое несогласие с «режимом». И непременно с оглядкой на то, как оценят их поведение демократический Запад, Америка, Европа.
Но самое обидное, что Европе российские оппозиционеры не нужны. Ни как творческие личности, ни как отдельные индивидуумы. И если Старый свет, те же Англия, Германия, Франция относятся к приезжающим из России «не согласным» с большей или меньшей терпимостью, то «младоевропейцы» свое недовольство выражают открыто.
Глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис озвучил идею — российской оппозиции не надо давать шенгенские визы. Враждебность бывшей республики СССР к России никуда не делась, как и русофобии, которая распространяется, кстати, и на представителей российской оппозиции. В Литве по-прежнему мечтают о том, что «силы внутри России свергнут Путина».
Российским оппозиционерам долгое время удавалось убеждать Запад в том, что власть в России — колосс на глиняных ногах, что народ эту власть совершенно не поддерживает и её достаточно легко снести. Легенду о «массовом недовольстве россиян Путиным» успешно поддерживали, например, радиопрограммы «Эха Москвы» или сюжеты телеканала «Дождь». На то, что говорили эти СМИ практически на одни те же темы, а их аудитория была далеко не массовой внимания не обращали.
Сегодня Запад, несмотря на всю его толерантность, похоже, начинает понимать, что «оппозиционный король» оказался голым: внутри России количество сторонников «несистемной» оппозиции стремится к нулю, а массовость на акциях мизерной значимости создавали хорошие фотографы и Photoshop.
Европа не для россиян
Тбилиси и Ереван, Стамбул и Берлин, Рим и Париж уже ощутили на себе наплыв оппозиционной настроенных к российской власти граждан. Однако нет никаких сомнений в том, что иллюзии, которые питают беглецы, очень скоро развеются.
Начиная с августа нынешнего года в Европе, в том числе в Еврокомиссии, активно обсуждается вопрос о временном запрете на выдачу для граждан России краткосрочных виз. Формально это предложение председательствующей сейчас в ЕС Чехии. Сами чехи перестали выдавать такие визы еще 25 февраля, сразу после начала военной операции на территории Украины. Позиция официальной Праги проста: «в то время, когда ЕС активно поддерживает Киев, российские туристы не должны гулять по европейским странам».
В пользу идеи ограничить выдачу виз россиянам уже высказались Польша и Дания. Литва, Латвия и Эстония убеждены, что «посещение Европы — привилегия, не доступная для России, не разделяющей ее ценностей».
Российские самолёты уже в Европу не летают, как и европейские — в Россию. Однако если это предложение будет принято на «территорию добра и справедливости» перестанут ходить и российские поезда. Таким образом, Европа закрывает перед россиянами не только дверь на большой амбарный замок, но и замуровывает прорубленное еще Петром I окно.
Немецкий МИД подтвердил, что есть разные предложения на тему «визы для россиян». В то же время, канцлер ФРГ Олаф Шольц говорит, что не в силах представить, чтобы мог быть введен какой-то полный запрет на посещение Европы гражданами РФ.
При этом в Германии сейчас действует программа по выдаче видов на жительство россиянам, решившим покинуть страну по профессиональным или политическим причинам. Как, кстати, и в Чехии, где правительством принята специальная программа «Гражданское общество» для ученых, активистов и журналистов из Белоруссии и России.
Дальше европейцев в решении «визового вопроса» пошёл Президент Украины Владимир Зеленский. В интервью «The Washington Post» он заявил, что наряду с топливным эмбарго закрытие границ станет важнейшей санкцией, которую международное сообщество может наложить на Россию.
Более того, выступил за коллективную ответственность, сказав: «Пусть страдают все, даже те, кто покинул страну по политическим мотивам после начала спецоперации». Чем очень разочаровал и возмутил российских оппозиционеров. Они его так защищали, так хвалили, так оправдывали, а он…
Европейскую формулировку «временный запрет» бывший украинский шоумен, а ныне политик также уточнил: «россияне должны жить в своем мире, пока не изменятся».
Хотя внутренне, на уровне подсознания, и Зеленский, и страны ЕС с Америкой, наверное, понимают: изменения зависят только от их позиции в противостоянии с Россией и ниоткуда, из воздуха, их ждать не стоит.
Британская газета «The Gardian» признает: «Резкого нокаутирующего удара не будет, потому что Владимир Путин успел подготовиться. У него в руках 40% нефти и угля и 20% газа, которые Россия поставляет ЕС». Все это значит, что Европу ждёт зимний холод. А активно бегущих туда российских «несистемных оппозиционеров» ещё и холодный прием. От замерзающих европейцев.
Что в Калужской области?
А в Калужской регионе картина маслом. Крупные иностранные предприятия после начала введения СВО перестали работать. Кто-то ушёл в простой, так как не знал, как себя повести, кто-то и вовсе закрыл предприятие. Но были и те, кто думал «уходить-не уходить», в результате по-прежнему трудятся и ни на минуту не закрывались. Многие спрашивали про Volkswagen, на котором работают сотни калужан, откроется или нет. Для данной компании власти на протяжении всех её лет предоставляли преференции, особые условия аренды земли и тд.
Также, как и везде, закрылись брендовые магазины одежды, МакДоналдс, различные платёжные сервисы.
Но это всё не мешает региону и его жителям жить дальше, искать новые пути роста и раскрывать свой потенциал.